Музейный экспонат

Радио тарелка (репродуктор) времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов — предмет экспозиции Невинномысского историко — краеведческого музея, переданный в 50-х годах 20 века жителями города Невинномысска.

У этого бытового устройства была масса названий. В технической документации оно значится как громкоговоритель, однако в народной молве его называли «репродуктор» или «радиотарелка». Этот прибор пользовался большой популярностью у населения. В условиях более чем скромного быта радиотарелка была заметной частью интерьера и предметом гордости владельца.
Репродукторы типа «Рекорд» с незначительными изменениями выпускались в СССР с 1924 года сразу на нескольких заводах — в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде и Харькове. Они были настольные и настенные, с различными подставками или подвесами. Представленный в музее прибор — настенного исполнения с возможностью подвеса.
Устройство репродуктора очень простое — это конусный бумажный диффузор диаметром 36 см, укреплённый на металлических держателях, совмещённый с электромагнитным механизмом. Электрический сигнал, поступающий по проводам, преобразуется в акустические колебания. В центре установлен механический регулятор громкости.
Прибор подключался к радиорозетке и пользователь мог комфортно слушать одну единственную радиостанцию, которая в то время была доступна. Благодаря этому приёмнику граждане слушали новостные программы, репортажи со всевозможных спортивных соревнований, концертные записи, радиоспектакли.
Первые «тарелки» давали плохое качество звука, особенно на высоких тонах звучания. Влияло даже малейшее отступление от рецептуры бумажной массы для черных диффузоров. Преимущества проводного вещания — относительно высокое качество звучания с минимумом помех при простоте и дешевизне абонентских приемников, энергонезависимость, высокая надежность за счёт простоты устройства, более высокая защищенность при радиоподавлении по сравнению с беспроводным радиовещанием. Недостатки — необходимость прокладки разветвлённых вещательных сетей, возможность использования только стационарных приёмников, ограниченный выбор программ для прослушивания.
Значение радиоприемника в те годы трудно переоценить. В 1937 году каждый пятый советский человек старше 10 лет все еще не знал грамоты. Именно поэтому знаменитая «черная тарелка», висевшая едва ли не в каждом доме, имела огромное значение. По этим громкоговорителям передавали новости, производственные достижения, звучала музыка транслировали футбольные матчи.
Именно по такой радиотарелке местные жители узнали и о начале войны. Под репродукторами собирались люди в тылу, чтобы услышать объявления дикторов о ходе боев, транслировали песни для фронтовиков, поддерживая дух людей, ожидавших возвращения с войны своих родных, вселяли в их сердца надежду на победу над врагом. И именно они принесли радостную весть об окончании войны, из таких радиотарелок по всей стране раздавался голос ликующего Левитана, рассказавшего всему миру о капитуляции Германии.

Не каждая семья могла позволить себе иметь репродуктор дома, ведь стоимость одного прибора составляла более 20 рублей. К 1937 году на тысячу жителей приходилось примерно 25 радиоточек. Для прослушивания программ люди приходили друг к другу в гости, как в 50-е годы собирались у соседей, чтобы посмотреть телевизор, а в 80-е — видео.
В годы Великой Отечественной войны на радиовещание, помимо новостей, концертов и лекций, возлагалась также государственная задача — передача сводок Совинформбюро.
С 29 июня 1941 года ежедневно по всем радиостанциям СССР была организована трансляция 50-ти минутной передачи «Слушай фронт». В её программу включались выступления артистов, новые боевые песни и марши. В то время как обычные эфирные радиоприёмники на время войны были у населения изъяты, рупор, установленный на улице, оставался единственным источником получения оперативной информации.
Проводное вещание широко использовалось и для оповещения населения о налётах вражеской авиации. Важную роль играла система проводного вещания в гражданской обороне на случай чрезвычайных ситуаций, система предусматривала включение громкоговорителей уличного оповещения и сирен оповещения по команде диспетчера.
А что уж говорить о блокадном Ленинграде! По радио читала свои пламенные стихи Ольга Берггольц. А стук метронома, доносящийся из черных «тарелок», звучал для жителей как биение пульса внешне мертвого города.
Сводки Совинформбюро с театра боевых действий, передачи типа «Письма с фронта» и «Письма на фронт», приказы Верховного главнокомандующего, звучавшие из черных репродукторов, действительно поддерживали боевой дух советского народа в тяжелые годы войны.