ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ…

В Невинномысском историко-краеведческом музее бережно хранятся фотографии ветеранов 18-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона войск ПВО (противовоздушной обороны), которые в августе 1942 года стали первые на защиту нашего города от немецко-фашистских захватчиков.

Летом 1942 года немецко–фашистские войска прорвали оборону на Северном Кавказе.     Для осуществления плана «Эдельвейс» фашистское командование бросило, одновременно с наступлением на Сталинград, мощную группировку войск генералов Листа и Манштейна – 1-ю танковую,17-ю полевую и 3-ю румынскую, потом часть сил 4-й танковой и 11-й полевой армии, — которым ставилась цель; окружить и уничтожить советские войска, отошедшие за Дон, захватить Грозный и Махачкалу, перерезать Военно – Грузинскую дорогу и захватить Баку.

           На пути их лежал наш маленький, провинциальный город Невинномысск! В первых числах августа 1942 года гитлеровцы вплотную подошли к Невинномысску.

         На защиту города стали: зенитные пушки 18 Отдельного Зенитного Артиллерийского Дивизиона. Это артиллеристы и пулеметчики, прибористы и связисты, разведчики и санинструкторы, политруки и комиссары.

         Командир дивизиона  майор Георгий Иванович Белан рассказывал, как 29-го июля дивизион стал на противовоздушную оборону железнодорожной станции и моста через р. Кубань г. Невинномысска.   В это время на станции находились эшелоны с военными грузами, эвакуированным заводским оборудованием, ранеными, детьми из детдома. Необходимо было, как можно дольше задержать  продвижение противника, который шел со стороны Ворошиловска (Ставрополя).   

Белан Георгий Иванович командир 18 ОЗАД ПВО

3августа 1942 года фашистская авиация окончательно разрушила железнодорожную станцию и подъездные пути. Накануне вечером командир дивизии Георгий Иванович Белан получил донесение о том, что Ворошиловск занят немецкими войсками и в ближайшие часы следует ожидать противника на подступах к Невинномысску.

К 5-му августа в городе,  на огневых позициях остались только три зенитные батареи и рота счетверенных пулеметных установок.

         Командир принял решение задержать противника.  Создать огневые узлы сопротивления.

 Зенитные батареи расположились  в нескольких районах города. Ориентировочно:

— 1-я батарея приняла на себя основной удар. Она располагалась  на территории бывшего павильона, на трассе Ростов — Баку, защищая запасной аэродром,

— 2-я батарея, ул. Водопрповодная,4, защита железнодорожного моста через р. Кубань совместно с небольшим гарнизоном 66 -го полка войск НКВД,

 -3-я батарея, ул. Менделеева,14, защита железнодорожного переезда.

Силы были неравные.  Враг был опытный, умел воевать.  Майор Белан все же надеялся, что к ним на помощь подойдут какие-нибудь  части, и тогда огневые узлы  сопротивления, созданные на базе зенитных батарей дивизиона, станут костяком, основой, опираясь на который можно будет нарастить и создать мощную наземную оборону. Если же стрелковые части не подойдут и не поступит приказ на отход, то в этом случае дивизион сможет выполнить свой долг до конца. Отступать же без приказа он не собирался, ибо 18-й никогда не отходил без команды. А сейчас, когда «30-го июля во всех батареях был объявлен приказ Сталина № 227, и они дали клятву — сражаться до последнего там, где приказано — никто в дивизионе по другому не мог поступить.

Но Георгий Иванович не знал, что к ним на помощь никто не придет, так как немногочисленные части, спешно перебрасывались с Закавказья через Каспийское море.  По приказу Сталина создаются рубежи по рекам Баксан и Терек, где вскоре встанут на смерть, и что для того, чтобы они могли сделать, ценен не то, чтобы каждый выигранный день, но даже час. Не знал он и того что им на помощь не могли прийти и войны 37-ой Армии, единственной армии, оставшейся на Ворошиловском направлении. Эта армия отходила из-за Северного Донца, почти из под Красного Лимана. В непрерывных жестоких боях с превосходящими силами врага таяли ее силы. Уже к 25 -му июля в ее составе не осталось ни одного артиллерийского орудия. К 28-му июля ее четыре дивизиона имели всего  лишь по 500-800 активных штыков. За прошедшую же неделю боев к 4-му августа численность дивизиона еще больше уменьшилась». Не знал Белан и того, что от Ворошиловска до Мин-Вод его дивизион был самой мощной силой, способной противостоять врагу.

        К трем часам ночи 5 августа на направлении ожидаемого удара замаскировалась 1- я батарея под командованием старшего лейтенанта Филиппа Ивановича Козенюка,

Козенюк Филипп Иванович командир 1-й батареи 18 ОЗАД ПВО


левее разместились пулеметные установки во главе с командиром роты старшим лейтенантом Алексеем Васильевичем Ериным.

Рано утром пост ВНОС стал передавать данные о движении фашистских частей. Пост состоял  из девушек. Передав тревожное сообщение «Немцы атакуют пост, ведем бой», пост замолчал. Затем бой приняла 1-я батарея Козенюка. Батарея вела  наземный бой с танками и мотопехотой на мотоциклах. Было подбито и уничтожено 6 танков противника, зенитчики отражали и воздушный налет немецкой авиации, сбив один самолет. Было уничтожено до роты мотопехоты. Батарея вела бой с наступающим противником в течение пяти часов. Было выиграно время. За эти несколько часов боя со станции были отправлены все скопившиеся эшелоны. Враг упорно наступал.

         Плечом к плечу с мужчинами сражались девушки комсомолки-добровольцы, большинство которых было со Ставрополья. Бывший наводчик орудия в дивизионе Василий Евстафьевич Коваль вспоминал: «Разве можно вычеркнуть из памяти подвиг Тони Кочегаровой, которая в самую критическую минуту боя, под губительным огнем врага сумела доставить на батарею снаряды.»

Когда напор со стороны немцев ослабел, Белан вывел дивизион в сторону Минеральных Вод. Последним огневую позицию должно было покинуть орудие сержанта И.Ф. Володенкова и сержанта В.Т. Герасимова. Но по ним непрерывно вели огонь автоматчики неприятеля, бой продолжался два часа. Весь расчет погиб.

На памятнике в поселке Головное значатся 5 фамилий погибших воинов 18-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона войск ПВО : командир орудия Володенков И.Ф., командир орудия сержант Тришин Ф.В., наводчик Григорьев Н.Н., орудийный номер Прочковский В.П., санинструктор Крюкова Н.Ф. Позднее от ран скончался еще один боец. Ценою своей жизни бойцы дали шанс выжить другим.

Здесь описан небольшой эпизод из боевого пути 18-го ОЗАД ПВО, а начался он 22.06.1941 и длился до 09.09.1945 года.

В память о зенитчиках и установлена  зенитная пушка на бульваре Мира. Пушка образца 1939 года разработана на заводе №8 им. М.И.Калинина (г.Калининград Московской обл.)

На фото Ветераны 18 ОЗАД, 1976 г., Невинномысск

Руденко Александра Петровна приборист 1944-1976 гг