Не деревня, не село. Казачья станица!

9 с

У каждого человека должны быть родная история, родная земля, родной язык, родная культура. Не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее и заглянуть в будущее. Проект «Казачья горница» приглашает к участию всех, кому дорого прошлое Невинномысска, кто бережно хранит семейные реликвии, готов делиться воспоминаниями и дарить городу  свое творчество. Соберем историю по крупицам вместе!

Фото

  Чтобы говорить о настоящем и будущем нашего города, нужно знать его историческое прошлое, иметь представление о том,в какое сложное время возникла станица Невинномысская. В городском историко-краеведческом музее есть экспозиция, посвященная казакам-основателям станицы Невинномысской, о которой подробно рассказала научный сотрудник музея Валентина Панченко (на фото).

Если вернуться к событиям конца XVII и начала XVIII веков, то территория нынешнего города предстанет перед нами необжитой. (Здесь обитали кочевые племена, которые перегоняли скот). В тот период Россия в своем продвижении на Кавказ столкнулась с интересами Турции, а за её спиной — Англии и Франции, которые хотели завладеть этой землей. Согласно Кючук-Кайнарджийскому мирному договору между Россией и Османской империей, заключённому 10 июля 1774 года в лагере при деревне Кючук-Кайнарджи (ныне Болгария), часть территории перешла к России. Чтобы закрепить за собой эти земли, было принято решение построить здесь Азово-Моздокскую оборонительную линию. Проект строительства предложил князь Потёмкин, а подписала его Екатерина II. Согласно проекту началось строительство. На территории будущего Невинномысска построили лишь небольшое военное укрепление — редут. Горцы говорили так: «Крепость — это камень, брошенный в поле. Дождь и ветер снесут его. Поселение — это растение, которое корнями глубоко войдет в землю и останется». Чтобы окончательно закрепиться на этой земле, генерал Ермолов, который командовал закубанской территорией, предложил переселить сюда семьи казаков. По Указу Екатерины II казаки были направлены на постоянное место жительства на эти необжитые и неспокойные земли. И покатились кибитки, груженные нехитрым скарбом. Так, осенью 1825 года около Невинномысского редута возникла станица. Сюда из станиц Донской и Московской были переселены 200 семейств казаков Хоперского полка. 14 октября (1 по старому стилю) 1825 года, на день Покрова Пресвятой Богородицы, состоялся обряд освящения места поселения, и казачья застава стала станицей. Переселившись на Кубанскую линию, люди оказались в совершенно иной обстановке. Постоянные нападения горцев наложили своеобразный отпечаток на жизнь и быт поселенцев. Реальная угроза того, что могут налететь горцы, сжечь станицу, изрубить или угнать в плен родных заставляла казаков быть постоянно вооруженными. Полная тревог жизнь, близость врага развивали у них осторожность, сметливость и находчивость в минуты опасности, удаль и мужество во время боя. Казаки начали вырабатывать новый стиль жизни. Даже появилась новая форма одежды. Суконное длинное пальто (черкеска) стало более приспособленным для холодных зим и весен; башлык (капюшон с длинными концами) надевался поверх меховой шапки-кубанки и защищал казака от непогоды. Изменилась и форма седла — оно стало более приспособленным для высокогорных длительных переездов. Станица Невинномысская была заурядной кубанской станицей с традиционным казачьим бытом, приземистыми белыми хатами, крытыми камышом или соломой, с улицами, на которых была грязь или клубилась пыль. Семьи казаков жили достаточно богато, о чем свидетельствуют и предметы быта, представленные в музее. Здесь собраны разнообразные крынки, кувшины, макитры, деревянные ложки. Есть крупорушки, способные превратить зерно в муку, маслобойки, чтобы из молока получать масло и сливки. Есть в музее и большое деревянное корыто. Его казачки использовали не для стирки, а для замешивания теста, чтобы потом испечь хлеб на всю неделю. В качестве емкостей для напитков иногда использовали кубышки: молоко в них долго не портилось, а вода и квас сохраняли прохладу. В каждой семье был ткацкий станок, прялка, и каждая девочка, начиная с 5-7 лет, уже собирала себе сундук с приданым — рушниками, платками, вышитыми рубашками. Уже в этом возрасте девочки помогали матери по хозяйству, учились прясть, шить, вышивать. Мальчишки учились скакать на лошадях, владеть шашкой и кнутом, управляться со скотиной. Чем больше в семье рождалось сыновей, тем она становилась богаче, потому что за каждого наследника, воина, защитника получала небольшой надел земли. Если у казака был только один сын, то ему как единственному продолжателю рода было разрешено не участвовать в особо опасных боях. Чаще всего семьи казаков были большими и крепкими — по 9-10 детей. Жили все вместе. Центром в доме была самая светлая комната — горница с печью. Здесь собирались за большим общим столом и взрослые, и дети, здесь происходили самые значимые события. Дом украшали вышитыми занавесками, рушниками, в красном углу всегда висела икона. В 1849 году в станице Невинномысской проживало 2037 человек, из них 1005 мужчин и 1029 женщин. Здесь были маленькая аптека, парикмахерская, почтово-телеграфная контора, водопровод протяженностью 2,5 км, обслуживающий только железнодорожную станцию. Судьбу станицы во многом изменило строительство Владикавказской железной дороги. В 1872 г. российское правительство приняло решение о строительстве железной дороги Ростов-Владикавказ. Вот так станица медленно и уверенно стала превращаться в город. А что касается первых казаков, то их потомки и сегодня живут в Невинномысске, сохраняют традиции и обычаи своих отцов и дедов. И наша задача сохранить историю и передать её будущим поколениям.

Семейная реликвия

9 с2

Вышивать рушник –душу радовать! В каждой семье есть предметы, которые хранят как память о родных, близких, друзьях.  У известной в нашем городе вышивальщицы Людмилы Фактурович один из таких предметов – рушник.

 

Людмила Васильевна Фактурович увлекается вышивкой уже более 30 лет. За это время она вышила тысячи скатертей, салфеток, панно, портретов, икон. Особое  место  в  её  творчестве  за­нимают рушники. Их вышито уже более 200, но свой первый рушник Людмила  Васильевна  запомнила навсегда. В начале 2000 годов её близкая подруга  Анна  решила  оформить кухню в народном стиле и для это­го ей понадобились рушники, без которых у казаков в старину не об­ходился ни один дом, ни одна ком­ната. Обратилась к Людмиле. ­  Раньше  я  никогда  не  выши­вала  рушники  и  даже  не  могла предположить,  насколько  это сложно, ­ вспоминает Л. Фактуро­вич. ­ Вместе с мужем Дмитрием, который  когда­то  воплотил  мою давнюю мечту – купил вышиваль­ную машинку, нашла подходящую литературу.  Оказалось,  что  вы­шивка  имеет  несколько  уровней, которые  располагаются  последо­вательно  и  символизируют  зем­лю,  небо,  воду,  растительность, пахаря… Мы узнали, что должны соблюдаться  и  основные  цвета: в  вышивке  казачьих  рушников  – красный  и  черный.  Со  временем нашли рисунки, освоили принци­пы,  но  не  было  ткани,  которая  в литературе упоминалась как руш­никовая.  Мы  даже  не  знали,  что она из себя представляет. Вот  тогда  и  появился  в  доме Фактурович  старинный  рушник, который  достался  сестре  от  све­крови.  Ткань  была  домотканой; края  рушника  украшали  ручная вышивка и ручные кружева. ­  Я  держала  в  руках  этот  руш­ник и чувствовала прикосновение старины,  ­  с  замиранием  гово­рит  Людмила  Васильевна.  ­  Не  в каждой  работе  есть  душа  выши­вальщицы… В этом рушнике она была. И мне захотелось вышивать так, чтобы каждый почувствовал душу, которую вкладывает в свою работу  вышивальщица.  Сначала покупала лен метражом. Потом с мужем поехали в Одессу и на рын­ке купили рулон настоящей руш­ никовой ткани. Теперь я вышиваю и радуюсь тому, что  мои рушники такие же, как в старину. Людмила Васильевна вышива­ет их самые разные – хлебосоль­ные,  свадебные,  сюжетные.  В прошлом  году  из  министерства сельского  хозяйства  края  ей  за­казали рушники для проведения праздника  урожая,  из  Ставро­польского Дома  творчества – на Олимпиаду  в  Сочи;  несколько рушников  и  салфеток  с  послови­цами в начале этого года побыва­ли  на  79­й  ежегодной  Междуна­родной выставке в Берлине. ­  И  даже  если  мои  рушники одинаковые, ­ сказала напоследок Людмила  Васильевна,  ­  я  точно знаю:  у  каждого  из  них  своё  на­строение и моя душа…

Творческое наследие Легенда о Невинном мысе – в красках

В городском историко-­краеведческом музее на самом видном месте экспозиции, посвященной казачеству, висит картина «Убиение невинных».

 Несмотря  на  то, что во второй половине XVIII века между Россией и Турцией был за­ключен  мирный  договор,  турки совместно с горцами продолжали совершать  набеги  на  наши  посе­ления. В  один  из  таких  набегов  они взяли  в  плен  около  70  мирных жителей  –  женщин,  детей,  стари­ков – и погнали их на турчину (в неволю).  Уходя  от  преследования казаков,  турки  зверски  убили  их на  мысу  (район  Конной  балки), где небольшая речка впадала в Ку­бань. В память о погибших это ме­сто  было  названо  Невинным  мы­сом, а станица – Невинномысской.Именно  этот  момент  предста­вил и запечатлел на холсте самоде­ятельный художник Невинномыс­ска, участник городских выставок Николай  Федорович  Сабинин (1936-­2009  гг.).  Как  рассказала директор Невинномысского исто­рико­-краеведческого  музея  На­талья Григоренко, в 2001 году на заседании  фондово­закупоч ной комиссии  было  решено  приобре­сти его картину «Убиение невин­ных» в фонды музея, так как она отражает  историко­культурное развитие Невинномысска.  Теперь именно  с  неё  экскурсоводы  на­чинают  повествование  легенды, давшей название станице Невин­номысской и нашему городу.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *